Автор: Кира Хопкинс
Мы-то не местные, нам, стало быть, не грех. Но, оказывается, и 88% ирландцев не считают, что должны чувствовать себя виноватыми перед государством, отправляясь за покупками на Север. При этом только 22% населения связывают такую практику с повальным ростом безработицы, а 28% признаются, мол, да, действительно ездим в Newry и Belfast, где все дешевле процентов на 30. Так есть ли надежда на то, что цены в обеих частях острова уравняются? Если да, то, наверное, в далеком будущем, даже несмотря на то, что стоимость жизни в Ирландии стремительно падает.
Может, закон поможет?
В прошлом месяце исследование Национального агентства потребителей (National Consumer Agency) показало, что ирландские потребители платят за одни и те же товары и продукты в среднем на 51% больше, чем британцы. А то, что люди стали ездить за покупками «за границу» привело и к первым жертвам – в январе магазин Superquinn в Dundalk вынужден был закрыться, оставив без работы 68 человек.
Те, кто поддерживает «отечественного производителя» и местный бизнес, должны учитывать, что ирландских покупателей «надувают» даже в том случае, если они считают, что приобрели что-то дешевле. Исследование показало, что если местные магазины заявляют, что делают огромные скидки, ирландские распродажные цены зачастую выше оригинальной стоимости тех же товаров в Великобритании. Например, диван из Argos, который на рождественской распродаже здесь уценили с 1199 евро до 449 евро, все равно стоит на 30% дороже, чем идентичный не уцененный диван в Великобритании.
Выступая недавно по телевидению, заместитель премьер-министра Ирландии Мери Кофлан ясно дала понять, что не исключает принятие жестких мер в отношении торговых предприятий, которые отказываются снижать розничные цены, чтобы приблизить их к британским. Кофлан уточнила, что ей, конечно, не хочется прибегать к подобным действиям, но продавцы должны играть свою роль в отстройке экономики, и если они не снизят цены в ближайшем будущем, ей придется настаивать на издании законопроекта. В первую очередь это касается сектора торговли продуктами питания.
Но ассоциация потребителей (Consumers' Association of Ireland) считает, что внедрение ценового контроля для сокращения разницы в расценках окажется катастрофическим ущербом для местной конкурентоспособности. «Как только это произойдет, случится следующее: цены установятся на одном уровне – на самой высокой из возможных».
Более остальных потребителей в ценовом соотношении страдало, страдает и будет страдать население столицы. В конце прошлого года из 79 случайно выбранных наименований товаров 51 оказался дороже в Дублине. Мясо в столице дороже на треть, грибы – на 10%, а пинта пива – на 12%. В принципе, это касается не только товаров, но и услуг – билеты в кино в столице дороже на 10%, а услуги женских парикмахеров – на 25%.
О том, что едим
За прошлый год продукты питания подорожали в среднем на 3%. Впрочем, еженедельный счет на них будет расти, несмотря на то, какому магазину вы отдадите предпочтение. Но при этом поклонники Tesco все равно заплатят больше остальных – этот супермаркет повышает цены до самого высокого уровня.
8-го и 9-го января Национальное агентство потребителей (NCA) провело свое исследование, посетив 13 магазинов - Tesco, Dunnes Stores, Superquinn, Aldi, Lidl, а также Supervalu, Eurospar, Spar and Centra. Восемь магазинов – столичные филиалы, остальные – провинциальные.
Что касается марочных продуктов, пользующихся высоким спросом, самым дешевым оказался Dunnes Stores, где покупательская корзина из 83 наименований стоит 292.48 евро. Superquinn всего на один цент дороже - 292.49 евро. Tesco дороже на несколько евро, что делает его самым дорогим - 296.08 евро. Но если Tesco был назван самым дорогим магазином на марочные продукты, его собственные продукты были значительно дешевле тех, что выпускают конкуренты.
По сравнению с декабрем 2007 года, в январе 2009 цены заметно выросли и в Aldi, и в Lidl, но наибольшая разница ощутима именно в Tesco. Менее всего продукты подорожали в Superquinn. Но, несмотря на то, что Aldi и Lidl продолжают оставаться самыми дешевыми, ценовая разница между ними и другими магазинами за последний год сократилась.
И даже если продукты питания не слишком спешат дешеветь, стоимость проживания в целом сравнительно упала и более того – продолжает свободное падение.
Энергия бьет ключом
Более трех четвертей населения будут стремиться сократить использование энергии в этом году. Согласно исследованию, две трети сократили потребление энергии еще в 2008 году. Разумеется, сохранение ресурсов в этом случае стоит на втором месте. На первом же – сокращение счетов.
Но, по крайней мере, на этом поприще не без хороших новостей. Домовладельцы могут рассчитывать на падение стоимости электричества, поскольку монополии ESB пришел конец.
С недавних пор право на обеспечение жилого сектора электричеством появилось и у газовой государственной организации Bord Gais, расценки которой как минимум на 10% ниже тех, по которым мы сейчас платим. Если в настоящее время среднестатистическая семья в год тратит на электричество порядка 1000 евро, то в скором будущем мы сможем сократить свои ежегодные счета приблизительно на 100 евро. И при этом не придется даже менять счетчик – переключиться можно будет… по телефону.
До сих пор непонятно, что произойдет с ценами на бензин. Они уже успели побывать на «рекордной высоте» прошлым летом, затем упали до рекордно низкого уровня перед Новым годом, а теперь снова поднялись в среднем на 5 центов за литр по сравнению с январем.
Негативная инфляция
В результате экономического спада две трети ирландцев вносят изменения в свой бюджет. Почти половина населения отмечает, что более осторожно стала планировать свои расходы, а десятая часть опрошенных уменьшила использование кредитных карт. Четверть рабочего населения страны считает, что стала жертвой сокращения доходов во второй половине 2008 года.
Но, тем не менее, статистические данные свидетельствуют о другом. Январские распродажи привели к значительному падению цен на одежду, домовладельцы заметили, что процент на их выплаты банкам снизился, как собственно подешевело масло для отопления, газ и цены на электричество. Падают цены четвертый месяц подряд – эта тенденция наблюдается впервые за почти пятьдесят лет – инфляция достигла нулевого показателя в мае 1960 года. Теперь, как и тогда, экономика переживает состояние дефляции.
Дефляция – это «негативная инфляция». Означает это одно – люди, которым удастся сохранить рабочие места без сокращения зарплаты, получат больше выгоды от своих денег. Отсюда и разговоры о том, что самое время сокращать минимальную зарплату – вслед за этим сокращением непременно «сдвинутся» и остальные зарплаты, что, в первую очередь на руку работодателям в частном секторе.
Минимальная зарплата под вопросом
Экономисты считают, что снижение минимальной зарплаты окажет благоприятное влияние на то, чтобы снова сделать экономику конкурентоспособной.
Уже к лету, полагают аналитики, дефляция достигнет 5% и продолжится до конца года. Это автоматически преумножит благосостояние работающего населения. Например, с учетом сокращающихся процентов на ссуды, доход домовладельцев вырастет на 10-15%. Эксперты отстаивают мнение, что падающие цены должны отразиться на тенденциях оплаты труда.
Данные центрального статистического бюро свидетельствуют о том, что в январе цены упали на 1,7%. Стоимость аренды жилья сократилась на 12%. Обувь и одежда подешевели на 13%. Стоимость транспорта упала на 4%, в основном в связи с 10% падением цен на авиаперелеты в январе и 20% снижением цен на бензин и дизель за прошлый год. Правда те, кто пользуется общественным транспортом, заметили 13% повышение стоимости проезда в железнодорожном транспорте, 16% рост стоимости проезда в автобусах и 8% рост стоимости проезда в такси.
Да и стоимость медицинских услуг выросла на 5,8% за прошедший год, а образования – на 5,6%. При этом стоимость обслуживания, которое предоставляет правительство, выросла в среднем на 6%. Но и при этом статистам очевидно – дефляция прогрессирует.
Социальная справедливость
В связи с подобным положением дел со следующего года правительство планирует заморозить социальные пособия. Министр Мери Ханафин пока отрицает, что пособия будут сокращать, но и повышать их тоже не станут. Так что те, кто, будучи безработными, получают 205 евро в неделю, или же пенсионеры, которым платят почти 240 евро, могут рассчитывать в следующем году на ту же сумму.
Но нам известно, как изменчивы планы правительства и его слова. «Нет, у нас нет никаких планов сокращать государственные пособия», - пообещала министр.
В то же время, если количество безработных в этом году достигнет 400 тысяч, в 2009-ом стране придется тратить на их пособия 5 миллиардов евро. И правительство, вероятно, все же будет вынуждено сократить общественные расходы за счет «социальщиков». Оплата социальных пособий – самый большой бюджетный расход после зарплат государственных служащих.
Социальные пособия стремительно росли в последнее время, но поскольку розничные цены и зарплаты в частном секторе сейчас сокращаются, уменьшение размера пособий может быть принято без большого урона доходам людей, которые на них живут. Так считают экономисты, которые предвидят, что экономика в этом году сократится на 6%, а в следующем еще на 2,5%.
Но это по самым оптимистическим прогнозам. Пессимисты, а, может, лучше назвать их реалистами, предполагают, что до конца 2009 года сокращение экономики составит 10%.
|