Автор: Яна Денисенко
В прессе оглашалась и обсуждалась масса вариантов возникновения мирового кризиса, но невозможно не заметить, что СМИ тщательно стремятся не допускать паники и преподносить сверхоптимистические сценарии происходящего, что мол, все изменится к лучшему и во второй половине 2009 года мировая экономика будет восстановлена. Но если окинуть взглядом аудиторию, то складывается впечатление, что люди не совсем понимают, что происходит в мире и к чему все это приведет, а оптимистическим прогнозам доверяют все меньше. Итак, попытаемся разобраться в обстановке и выяснить основную причину кризиса, о которой умалчивает и США, и Европа, и действительно ли существует возможность столь быстрого избавления от ее последствий?
Крупнейшая экономика мира – американская – отчаянно пытается выкарабкаться из финансового кризиса, в который она погрузила и весь остальной мир. Чтобы попытаться внести ясность в данном вопросе, нелишним будет прокомментировать несколько фактов.
Недавно американский сенат дал добро на вливание в экономику США второй порции «плана Полсона» – 700-миллиардного плана спасения американской экономики, получившего свое название по имени министра финансов уходящей администрации Джорджа Буша.
Сенат США отбил попытку республиканцев заблокировать использование остающихся средств «плана Полсона», разрешив нынешней администрации Буша и будущей администрации Барака Обамы воспользоваться этими средствами. Из общей суммы в размере 700 млрд. долларов правительство США уже использовало 350 млрд., и сенат разрешает теперь министерству финансов страны воспользоваться оставшимися 350 млрд.
Но и этими поистине астрономическими суммами общий план спасения американской экономики не ограничивается. В дополнение к «плану Полсона», разработанному, напомним, еще уходящей администрацией Буша, победившие на выборах демократы обнародовали в четверг свой план по поддержке экономики США, который включает расходы из федерального бюджета в размере 550 млрд. долларов, а также снижение налогов для американцев и бизнеса на сумму в 275 млрд.долларов. Таким образом, общая сумма «плана Обамы» составит 825 млрд.долларов.
В итоге, если план демократов воплотится в жизнь, в американскую финансовую систему вольются почти одномоментно поистине астрономические суммы. Все было бы ничего – но вот беда: эти суммы нарастят и без того гигантский дефицит американского бюджета. Во что это выльется?
Эти цифры вполне соответствуют прогнозам о том, что дефицит американского бюджета имеет все шансы уже вскоре достигнуть 1 трлн.долларов. Финансовый год заканчивается у них, напомню, сентябрем, а первая часть средств, выделенных в рамках «плана Полсона», уже практически израсходована. Так что на триллион они выходят гарантированно.
Помимо этого, нужно иметь в виду (на что, кстати, обращают гораздо меньше внимания), что американскую экономику сейчас финансирует не только бюджет, но и Федеральная резервная система США – то, что называется счетами ФРС. Балансовая составляющая этих счетов ушла в дикий минус, с июля прошлого года увеличившись тоже примерно на 1,2 трлн.долларов. Фактически, это – тихая эмиссия денег. Да, эмиссия безналичных денег, но, тем не менее, все равно эмиссия, которая, так или иначе, поступила в банковскую систему США. И эта эмиссия, повторюсь, – не бюджетное финансирование, а дополнение к последнему. Причем примерно на такую же сумму, как и размер бюджетной накачки.
Все это вместе – огромный навес денег, который с точки зрения любой экономической теории, конечно же, предполагает инфляционную вспышку – вплоть до вероятного скатывания к неуправляемой гиперинфляции. Но пока мы такой инфляции не видим. И одна из причин того, что при таком вливании денег инфляционных явлений не наблюдается, заключается в том, что все эти деньги пока идут на пополнение капитальной базы банков. Иначе говоря, они закрывают дыры, о которых мы даже не знали. По-видимому, в Америке дана команда меньше сообщать об убытках, которые есть у ее финансовой системы.
Собственно, это опять выводит нас на те оценки, которые впервые озвучивались примерно год назад – о том, что размер совокупной дыры в мировой финансовой системе составляет не меньше 7 трлн.долларов. Ну а с учетом того, что на конец октября в мире на меры противодействия кризису было уже потрачено, по некоторым оценкам, порядка 4–4,5 трлн.долларов, то с учетом еще более 1 трлн. ФРС и где-то 1,5 трлн. бюджетных средств США мы увидим, что все эти средства пойдут только на закрытие этой огромной дыры. Иначе говоря, вместо того, чтобы произвести нормальную санацию и процедуру банкротства, американцы эту дыру сейчас закачали деньгами.
А между тем все это – вопрос отложенной инфляции, в фундаментальном плане эти меры инфляцию не снимают. Весь вопрос в том, что эта инфляция, по-видимому, будет иметь не только долларовый характер. И до какой степени различные составляющие мировой экономики будут подвержены этим инфляционным явлениям – это и будет определять дальнейшее развитие ситуации. Если сейчас все валюты, грубо говоря, имеют тенденцию к падению, то тогда мы вряд ли увидим какое-то катастрофическое обрушение доллара. Но дело в том, что, в отличие от Соединенных Штатов, в мире, наверное, больше нет финансовой системы (за исключением разве лишь японской), которая была бы настолько перегружена долгами.
Более того, мы понимаем ключевую роль американской финансовой системы в мировой системе. Поэтому опасность с точки зрения шансов катастрофического падения доллара в результате всех этих действий американских властей, конечно же, возрастает. Ни одной фундаментальной проблемы принимаемые Америкой меры не снимают – они лишь усугубляют все фундаментальные проблемы финансовой системы Соединенных Штатов. Поэтому с повестки дня инфляция и падение доллара не сняты.
Думаю, что это – предмет для обсуждения на предстоящем саммите «Двадцатки», который намечен на середину этого года. Первый саммит «Двадцатки», прошедший осенью прошлого года, как мы помним, был абсолютно бестолковым: на нем не было принято ни одного серьезного решения. Тем не менее, некоторые эксперты считают достижением сам факт созыва «Двадцатки». Ведь до сих пор все вопросы решались в рамках «Семерок». И вот впервые к подобному обсуждению были допущены те страны, без которых это обсуждение, по-видимому, более уже не имеет смысла. Это и Китай, и Бразилия, и целый ряд других крупных стран.
Поэтому многое теперь зависит от того, как эти страны развернут повестку дня саммита «Двадцатки». Сама необходимость перестройки архитектуры мировых финансов с повестки дня не снимается. Весь вопрос в том, кто возьмет на себя инициативу на саммите «Двадцатки». Если это будут опять американцы, то они, конечно, попытаются удержать статус-кво. Но должно быть осознание (тем более, если оно примет коллективный характер), что тем странам, которые до сих пор были аутсайдерами финансовой системы (и которые, получается, примут на себя существенную часть удара по спасению американской экономики), конечно, имело бы смысл занять гораздо более радикальную позицию. И выбить для себя гораздо большие квоты в будущей международной финансовой системе. Вполне возможно, потребовать в обеспечение американских долгов какую-то часть американской реальной собственности. Это требование было бы совершенно законным – любой банк, как мы знаем, имеет право при ухудшении залога должника требовать дополнительного залога. Точно так же мы – в условиях гигантского гиперинфляционного навеса, который соорудили американцы, и угрозы катастрофического падения курса доллара – обязаны потребовать либо дополнительных гарантий, либо выделения некоего реального актива, который будет стоять за американским долгом. Ведь сейчас этот долг, как мы понимаем, практически ничем не обеспечен, кроме как печатным станком.
На данный момент подобные вопросы не принято обсуждать в европейских СМИ, однако в Китае эти вещи уже начинает озвучивать центральная пресса – та же «Женьмин жибао» – на первых полосах. Правда, пока эти призывы звучат из уст не чиновников, а известных профессоров. Но это – явный выброс определенного послания: ведь надо понимать, что подобные статьи появляются на первых полосах центральной печати отнюдь не случайно, учитывая, что в Китае, по сути, ничего не изменилось с точки зрения контроля над прессой. Эти публикации – и некий сигнал, обращенный в том числе и к нам.
Но Европа упорно продолжает молчать на этот счет. Здесь необходимо озвучить определенную позицию на уровне требований, а просто обидчивым тоном произносить, что кто-то кинул, – этого недостаточно.
Судя по заявлениям в СМИ, в правительстве полагают, что кризис начнет рассасываться где-то со 2-й половины 2009 года. Этот сценарий можно назвать сверхоптимистичным. Исходя из реальной картины, никто не может утверждать время снижения кризиса, тем более что экономика отдельно взятого государства тесно связана: во-первых с уровнем ЕС, а во вторых на уровне зависимости от США. А в том, что такая прямая финансовая зависимость существует, думаю, никто отрицать не станет.
В правительстве, видимо, исходят из того, что американцы несколько наладят свою систему. Ведь мировая экономика в последнее время во многом была завязана на американском спросе. И, учитывая, что европейская экономика ориентирована на импорт-экспорт, естественно, мы зависим от этого внешнего фактора. И вместо того, чтобы развернуть этот спрос внутрь страны, мы с надеждой смотрим на то, как основной товарный «пылесос» – Соединенные Штаты – опять начнет функционировать на прежнем уровне.
Жизнь после кризиса
В свою очередь всемирный экономический форум дал четыре сценария развития мировой экономики
Экономисты уже пытаются заглянуть по ту сторону финансового кризиса и угадать, как он изменит мировую экономику. Всемирный экономический форум (ВЭФ) выпустил большой доклад «Будущее мировой финансовой системы», посвященный этой проблеме. В нем он предложил четыре сценария. Они достаточно сильно отличаются друг от друга, сказать, который из них реалистичнее, сложно. Хотелось бы, чтобы сбылся оптимистический вариант.
В отчете ВЭФ отмечает, что эпоха мощного роста, длившаяся более двух десятилетий, подошла к концу. Сейчас финансовым институтам приходится работать в условиях сокращения кредитов, замедления экономического развития и усиления влияния государства. Эти и другие факторы, действие которых было запущено кризисом, приведут к изменению картины мировой экономики. Специалисты ВЭФ считают, что развитие финансовой системы с 2008-го по 2020 год может пойти по одному из четырех сценариев.
Первый называется «Финансовый регионализм». Согласно ему, экономика развитых стран – США и Европы – продолжает замедляться. Рост ВВП здесь не превышает 1,2% в год. Параллельно с этим развивающиеся страны наращивают темпы роста. Их ВВП составляет 9% в год. И, чтобы оградить себя от влияния развитых стран, их идей, они разрывают связи с ними, формируя свой блок. США оказываются в изоляции. Их экономическая связь с миром сводится к туризму и покупке энергоресурсов. Вопрос энергетической безопасности становится главным.
Доллар и евро перестают быть единственными резервными валютами. Центр экономики смещается на восток, причем в Азии на лидирующие позиции выходит Китай. Мир, таким образом, распадается на три силы: Демократический торговый альянс, ведомый США, Евросоюз и Восточное интернациональное экономическое сообщество, где лидером выступает Китай.
Второй сценарий носит название «Воссозданный западный центризм». По нему, наоборот, развивающиеся экономики понесут наибольшие потери. И лидерство, как экономическое, так и моральное, сохранят западные страны. Рост мирового ВВП составит 3,6%, причем на развивающиеся страны придется 6%, а на развитые – 3,1%. Будет создан новый наднациональный регулирующий орган. Тем не менее, в ходе реформ интересы развивающихся стран не будут учитываться в должной степени.
В результате происходит маргинализация развивающихся рынков. Растут поставки инновационных продуктов и услуг из США и Европы. Такой сценарий предполагает возникновение нового кризиса.
Третий сценарий под названием «Изолированный протекционизм» является самым пессимистичным. Мир раздирают конфликты. Рецессия обрушивается на все страны, и они изолируются друг от друга, преследуют исключительно собственные интересы, предъявляя друг другу претензии, проводя политику протекционизма и популизма. Усиливаются конфликты на почве нехватки энергоресурсов, масло в огонь подливает терроризм и природные катастрофы.
Мировой ВВП снижается до 2,3%. Усиление контроля над капиталом и людскими ресурсами добавляет негатива. Евросоюз к 2014 году распадается из-за противоречий между его членами. Банки национализируются, доверие уходит из мировой экономики.
И четвертый, самый оптимистичный – «Сбалансированная многосторонность». Правда, по нему, сначала экономика впадет в глубокую стагнацию. Мировой ВВП сократится до 2,5%. Но по мере того как США будут сталкиваться все с новыми кризисами, а развивающиеся страны завязнут в своих неразрешимых проблемах, мир осознает, что сотрудничество – единственный шанс выбраться из ямы. Повышается понимание значимости общемирового управления и того, что решать проблемы следует сообща.
Постепенно мировой ВВП увеличивается до 3,6%, причем основной вклад вносят развивающиеся страны. США и ЕС продолжают проходить через стадию борьбы с дефляцией, их ВВП растет медленнее – 1,8%. То есть экономика становится интегрированной, но страны БРИК усиливают свое влияние в мире. Создаются новые, общие принципы риск-менеджмента.
|