Автор: Вика Мелковская
По-английски эта фраза звучит так: «То strive, to seek, to find, and not to yield» и принадлежит английскому поэту Альфреду Теннисону. Она же была выгравирована на надгробном кресте, который был поставлен в 1913 году в Антарктиде на вершине «Observer Hill» в память об английском полярном путешественнике Роберте Скотте. Стремясь достичь Южного полюса первым, он, тем не менее, пришел к нему вторым, спустя три дня после того, как там побывал норвежец Амундсен. Роберт Скотт умер на обратном пути.
В русском языке эти слова стали популярны после выхода в свет романа В.Каверина «Два капитана». Если помните, они становятся жизненным кредо героя книги Сани Григорьева, мечтающего о полярных походах. Но давайте посмотрим на то, как этот девиз верности своим принципам помогает в современной действительности. Итак, бороться – за свои права, искать – информацию, найти – справедливость. И ни в коем случае не сдаваться, даже если вас дискриминируют, притесняют или обвиняют, как в следующих примерах из ирландской действительности.
Справедливости ради
Русский иммигрант, сотрудник ирландского рыбозавода из графства Cork получил компенсацию в размере 19 тысяч евро. Апелляционный суд по трудовым делам (Employment Appeals Tribunal) постановил, что его несправедливо уволили с работы, ссылаясь на заявления его коллег – тоже русских, о том, что он их оскорбляет и запугивает. Дмитрий Малюк, как и его обиженные сотрудницы, работал на компанию Shellfish De La Mer, которая предоставляет рабочие места около сотни сотрудников, с 2003 года.
Руководство компании получило жалобу на то, что г-н Малюк изводит двух русскоязычных сотрудниц рыбозавода, одна из которых «боится за свою личную безопасность». Недолго думая, руководство решило избавиться от сотрудника, создающего ненужные проблемы на рабочем месте. Малюк обратился в суд, который выявил, что руководство организации не придерживалось правил при принятии такого решения, а потому увольнение было признано несправедливым.
Правда, судьи апелляционного суда (Employment Appeals Tribunal) пришли к выводу, что г-н Малюк все-таки внес лепту в свое увольнение, поскольку получил несколько письменных предупреждений от своих работодателей, указывающих на безответственность, нередкие прогулы и на невыполнение в полном объеме возложенных на него обязанностей. На прошлой неделе Дмитрий заверил апелляционный суд, что никогда не позволял себе оскорбительных замечаний, не запугивал и не притеснял сотрудниц. Из-за этого сумма его компенсации была сокращена до 18 тысяч евро, но ему присудили дополнительные 704 евро, что составляет его двухнедельную зарплату.
Что на самом деле произошло между Дмитрием и его коллегами-землячками, нам, к сожалению неизвестно. Но разговор о другом – об отношениях между сотрудниками-иммигрантами и работодателями, которые, полагаясь на то, что иностранец плохо владеет английским, а значит, жаловаться не станет, нередко без выяснения обстоятельств просто увольняет его. Но Дмитрий рискнул – и Фемида, богиня правосудия, встала на его сторону. Несомненно, это – поучительный пример.
Расплата за бесплатное?
В неприятные ситуации на работе попадает и местное население, прекрасно говорящее по-английски. Взять хотя бы сотрудника супермаркета Dunphy's Supervalu в графстве Longford, который «обиделся» на своего работодателя за то, что шеф назвал его воришкой. Ирландец Джон Кирнан вроде бы не сделал ничего криминального – ну разве что вытянул приложение «Недвижимость» из какой-то «вчерашней» газеты, за что и был уволен. Джон работал на частичной занятости, в его обязанности входило открывать магазин, выключать сигнализацию и проверять доставку.
Однажды в 2006 году к этому «джентльменскому набору» он добавил и чтение газетного приложения, которое унес с собой. Надо отметить, что если бы Кирнан не вынес газету, то ее бы просто-напросто отправили в мусорное ведро. На следующий день его вызвали в офис, и шеф спросил, почему он без разрешения присвоил себе собственность магазина. Сотрудник удивился такому вопросу и сообщил хозяину, что у приложения нет номинативной ценности. В результате Джон Кирнан был отстранен от работы до выяснения обстоятельств. Через некоторое время отстранение отменили, а сотрудник получил письменное предупреждение. Надо ли объяснять, что почувствовал человек, оказавшийся в такой ситуации? Да, он подумал, что его обвиняют в преступлении, а потому обратился к своему юристу.
Позже, во время слушания дела, работодатель согласился с тем, что Джон Кирнан проработал у него три года и был известным и уважаемым человеком. На вопрос судьи о том, не считает ли руководитель, что применил экстремальную дисциплинарную меру за вынос приложения, шеф ответил, что он бы согласился с этим утверждением, если бы это была единственная вещь, украденная сотрудником. Босс заявил, что камера наблюдения зафиксировала, что кроме газеты Кирнан вынес также и журнал, упакованный в пластик, но не стал разбираться с сотрудником.
В результате, на прошлой неделе несправедливо отстраненному (а теперь уже уволенному) сотруднику супермаркета апелляционный суд по трудовым делам присудил 9 тысяч евро именно потому, что «бесплатное приложение не имеет номинальной стоимости», а действия работодателя безосновательны. Значит ли это, что теперь каждый может безнаказанно вытаскивать «бесплатные приложения» из газет в супермаркетах, господа?
Бабка, получите «бабки»!
Поскольку сегодня «безумству храбрых поем мы песню», вашему вниманию предлагается еще один пример умения постоять за себя. 74-летняя ирландка получила 2 тысячи евро в качестве компенсации после отказа банка в кредите на машину. Причина отказа была проста - возраст старше 65 лет. В 2005 году 70-летняя женщина обратилась в отделение Ulster Bank в Maynooth, клиенткой которого она являлась в течение десяти лет, чтобы взять в кредит суммой в 6 тысяч евро.
У Филлис Фахи были деньги, дающие ей возможность покрывать выплату 145 евро в месяц, хорошая кредитная история, не было долгов, а депозит на новый автомобиль Ford Fiesta уже был уплачен. «Я без тени стеснения сказала им, что мне семьдесят», - рассказывает миссис Фахи. Когда менеджер банка объяснила ей, что банк не дает кредиты тем, кто старше 65 лет, женщина обратилась в Суд по вопросам равноправия, став, таким образом, первой пенсионеркой, проучившей банк. Но сначала ей, конечно, пришлось позвонить дилеру и отказаться от автомобиля.
«Я постеснялась прийти и обо всем рассказать лично», - говорит старушка, которая, в конце концов, все-таки купила автомобиль, обратившись в местный кредитный союз (credit union), где ей не стали задавать лишних вопросов. Сотрудники банка настойчиво отрицают, что предоставили женщине подобную информацию, но судья выяснил, что финансовое заведение нарушило собственные правила по принятию заявлений от клиентов. По мнению судьи, возрастная дискриминация все-таки имела место, а данный случай привлек внимание общественности к тому, как возрастные ограничения используются для того, чтобы исключить пожилых людей из участия в общественной жизни.
Другие банки заявили, что у них не существует дискриминации по возрастному принципу и все кредиты выдаются на усмотрение учреждений. В AIB даже сообщили, что считают тех, кто старше 60 лет, своей целевой аудиторией и индивидуально рассматривают способность определенного человека выплачивать кредит.
Сами с усами
Не впервые мы приводим живые примеры и рассказываем нашим читателям о том, как люди борются за свое честное имя - кто-то обращается в суд, кто-то рассчитывает на решение апелляционного суда. Этот путь гораздо сложнее того, который выбирает большинство – просто промолчать, проглотить, пережить. Мне, автору этой статьи, за пять лет, прожитых в Ирландии, в таких ситуациях тоже приходилось бывать.
В одном из случаев, я была уволена с должности «floor stаff» одного из центральных ночных клубов за то, что ушла с работы, не закончив ночную уборку. Я была на втором месяце беременности и очень плохо реагировала на запах сигаретного дыма, которым успела надышаться за рабочую смену. Попробовала отпроситься у менеджера – он не отпустил, аргументировав тем, что у него нет персонала. Сказал, что если я уйду- то навсегда. Пришлось принимать решение в пользу своего здоровья. Разумеется, в суд я жаловаться не стала – о такой возможности я просто не знала. Спустя шесть месяцев после инцидента стало уже поздно искать справедливость. Да и денег не только на адвокатов, но и на молоко не всегда хватало.
В другой раз, приняв меня на работу в ресторан быстрого питания, менеджер разозлилась на меня за то, что на собеседовании я не сообщила о том, что беременна. Тогда она устроила мне «тихий скандал», и, выпучив глаза, спросила, почему я утаила от нее беременность. Раскрой я ей свои карты, она бы меня, конечно, не взяла на работу – а это самая настоящая дискриминация. Но опять же – не до жалоб мне было.
Когда родился мой сын, я устроилась убирать парикмахерскую, в которой подрабатывала около двух лет. Заведение закрылось на ремонт и мне обещали перезвонить, правда, утруждать себя не стали. Я постаралась посмотреть на эту ситуацию, как на шанс, и вместо того, чтобы идти в суд, стала писать в газету. Только, наверное, не зря говорят, что жизненный опыт - это масса ценных знаний о том, как не надо себя вести в ситуациях, которые никогда больше не повторятся.
Идти, как видите, можно разными путями. Есть силы и желание – боритесь. Ищите – и найдете. Найдете (справедливость) – дайте нам знать, расскажем о вашем примере другим. Не найдете – тоже поделитесь. Но ни в коем случае не сдавайтесь. Как говорится, преподнесла вам жизнь лимон – сделайте из него лимонад!
|