Американские эксперты в области космонавтики бьют тревогу. По их оценкам, в самое ближайшее время США лишатся возможности выводить в космос людей и грузы. Три космических челнока запланированы к списанию через два с половиной года, а заменить их нечем. В лучшем случае Америка сможет создать новые космические корабли только к 2015 году. В результате функционирование международной космической станции (МКС) будет поддерживаться Россией. Американцам придется идти на поклон к Москве, иначе США лишатся возможности в полной мере получать отдачу от значительных инвестиций, сделанных ими в станцию.
Теоретически, помимо нашей страны США могли бы обратиться к Евросоюзу, страны которого разработали ракету, названную в честь писателя-фантаста Жюля Верна. Однако насколько надежен этот грузовой корабль, пока сказать трудно. Запуск «Жюля Верна» уже неоднократно откладывался, поскольку обнаруживались различные неполадки.
В настоящее время кроме России в мире нет ни одной страны, которая бы обладала отлаженной и проверенной временем технологией доставки грузов и людей на космические станции. Поэтому, скорее всего, США будут вынуждены оплачивать полеты российских космических аппаратов. В результате кризис американской космонавтики не только ударит по налогоплательщикам, но и станет внешнеполитическим позором страны, еще совсем недавно убежденной в своем однозначном и неоспоримом лидерстве во всех сферах жизни.
Для Америки ситуация усугубляется еще и тем, что отношения с Россией в последнее время ухудшились. Видимо, Вашингтону придется смирить гордость и смягчить тональность при общении с Москвой.
Характерно, что американцы сами загнали себя в ловушку. В свое время они приняли амбициозную программу создания «кораблей-челноков», способных многократно выходить на орбиту. В значительной степени это было продиктовано пропагандистскими причинами. Во время «холодной войны» американская пропаганда громко заявляла о техническом превосходстве нового семейства кораблей, которого в то время не было у СССР. В ответ Советский Союз создал свой «челнок», знаменитый «Буран», ни в чем не уступавший американским аналогам. Однако у нас параллельно продолжалось усовершенствование и уже привычных, доказавших свою эффективность кораблей.
Сейчас очевидно, что расчеты отечественных конструкторов-ракетчиков блестяще подтвердились. В то время как американская программа с треском провалилась. Сам по себе «челночный» проект оказался очень затратным, себестоимость эксплуатации многоразовых кораблей стала неоправданно высокой, да и безопасность полетов на них, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Напротив, новые российские ракеты, являющиеся логическим продолжением технологий еще 60-х годов, до сих пор остаются непревзойденными.
При этом важно, что есть и еще одна область, в которой отечественная космонавтика занимает лидирующие позиции. Это создание космических станций. Нынешняя международная космическая станция была бы невозможна без российского участия. У американцев есть деньги, но нет всех необходимых технологий. А наша страна в свое время запустила уникальную станцию «Мир». Ничего подобного американцы создать не смогли, как ни старалась. Таким образом, только наша страна умеет производить надежные средства доставки грузов и людей, а также обеспечивать их долговременное нахождение на орбите.
Сейчас все имеют возможность наглядно убедиться, насколько сильно СССР обгонял американцев в космической гонке. Но это дело прошлого, Советского Союза уже давно нет. Поэтому перед нынешним поколением стоит задача не растерять и развить те конкурентные преимущества, которые нам достались по наследству.
Факты: Ракетно-космический комплекс «Союз», обеспечивающий сейчас достаку космонавтов на МКС, начал проектироваться в СССР еще в 1962 году. Разработчиком и изготовителем «Союзов» с 60-х и по настоящее время является Ракетно-космическая корпорация «Энергия». Производство кораблей осуществляется на предприятии корпорации в подмосковном городе Королёв. Различные модификации комплекса «Союз», являются «рабочими лошадками» отечественной космонавтики, вот уж свыше 30 лет. В 70-е это был корабль 7К-Т, в 80-е – «Союз ТМ», в настоящее время – «Союз ТМА». Доставка грузов на орбиту и вывод в космос космических аппаратов осуществляется ракетой-носителем тяжелого класса «Протон», разработанной тоже в 60-х годах - в конструкторском бюро Владимира Челомея. Ракет «Протон», способная нести до 22 тонн полезной нагрузки, отличается исключительно высокой надежностью. В настоящее время используется современная модификация «Протон» - ракета «Протон-М», первый запуск которой состоялся в 2000 году.
Категория: В России |
Просмотров: 872 |
Добавил: cork
| Рейтинг: 0.0/0 |