Рафаэль Сааков Би-би-си, Лондон
На выставке можно будет увидеть в том числе и полотно Поля Гогена | В субботу в Лондоне откроется выставка "Из России: французские и российские шедевры живописи 1870-1925 годов", проведение которой было под вопросом до конца декабря прошлого года. В Королевской Академии искусств уже закончился монтаж привезенных из Дюссельдорфа экспонатов, и во вторник выставка была представлена журналистам.
Еще не открывшись для посетителей, выставка обещает стать самым ярким событием начала нынешнего года в Лондоне. Таково мнение секретаря Королевской Академии искусств и одного из кураторов выставки "Из России..." Нормана Розенталя.
По его словам, выставки с участием четырех ведущих музеев Москвы и Санкт-Петербурга, раньше не то, что в Великобритании - в России не было.
"Мы счастливы, что такая выставка пройдет в Лондоне. Конечно, в конце прошлого года были некоторые юридические проблемы, - говорит Розенталь, - но нам оставалось только запастись терпением, практически не спать по ночам и в итоге мы дождались. У России богатая культура, и сейчас эта страна все больше европеизируется. Не в политическом плане, а именно в культурном и социальном".
На выставке в Лондоне можно будет увидеть полотна работы Репина, Левитана, Гогена, Сезанна, Малевича, Петрова-Водкина и других всемирно знаменитых художников.
Экспозиция поделена на четыре секции, первую из которых открывают "Пейзажи настроения" Исаака Левитана и портрет Льва Толстого кисти Ильи Репина.
Вторая секция целиком состоит из коллекций знаменитых меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова, которые будто состязались в свое время в количестве приобретенных картин французских импрессионистов. Так, в коллекции Щукина находилось 16 картин Гогена, а у Морозова - 18 работ Сезанна. Большинство из этих творений представлены в Лондоне.
Третий раздел экспозиции посвящен театральному импрессарио Сергею Дягилеву, который в свое время был организатором ряда выставок как в России, так и во Франции.
А четвертая часть выставки под общим названием кубо-футуризм объединяет произведения таких художников, как Павел Филонов, Иван Пуни, Казимир Малевич и работы женского трио Розанова-Попова-Экстер.
В рамках заключительной части экспозиции представлен также макет знаменитой "Башни Татлина", так и не возведенной в Санкт-Петербурге. Проект башни, которая должна была стать российской "Эйфелевой башней", принадлежит скульптору Владимиру Татлину.
"Танец" как повод для ареста
Один из шедевров, приехавших в Лондон из России - "Купание красного коня" Петрова-Водкина |
Заместитель директора Государственной Третьяковской галереи Лидия Иовлева, приехавшая на открытие выставки, в интервью Би-би-си сказала, что сравнивать живопись периода столетней давности с современными мировыми течениями просто невозможно.
"Искусство того периода было популярно уже давно, хоть и находилось некоторое время под запретом, в частности в эпоху сталинизма. В любом случае специалисты и художники были хорошо знакомы с эталонами живописи. Нынешнее актуальное искусство и в России, и в мире ушло далеко от классики, в какие-то другие стороны, но, я думаю, что мировое искусство переживет это и вернется со временем к такому прекрасному искусству, которое мы представляем здесь. Может быть на каком-то другом витке, но все же вернется", - уверена Иовлева.
Огромное внимание публики предсказуемо привлечет "Танец" Анри Матисса. Во-первых, именно эта картина украшает многочисленные афиши, которые расклеены по всему Лондону, а, во-вторых, именно "Танец" долгое время находился под угрозой ареста.
Внук мецената Сергея Щукина, которому эта картина и многие другие принадлежали до революции, дважды пытался добиться возврата семейных ценностей через суд.
В итоге российская сторона получила необходимые гарантии после того, как 30 декабря британские парламентарии приняли закон, защищающий от ареста ввезенные в страну полотна. В то же время Норман Розенталь не подтвердил информацию о страховке экспонатов на сумму 900 миллионов фунтов стерлингов, опубликованную ранее рядом российских и британских СМИ.
Директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова говорит, что не сомневалась в намерении британской стороны урегулировать ставший камнем преткновения вопрос.
"Мы очень рады, что закон о том, что претензии третьих лиц не будут учитываться, вообще принят в Великобритании. Иначе просто невозможно отправлять вещи за границу. Не хотелось бы наступать на одни и те же грабли после истории с фирмой "Noga". Не так давно мы были вынуждены по этой причине отказать в картине Руссо уважаемой нами галерее "Тейт". А сейчас закон принят и уже ничего не мешает проведению подобных выставок", - сказала Антонова.
В отличие от музейщиков, культурный советник компании "E.ON" Томас Миттельшутер до последнего сомневался в положительном решении вопроса.
"Я не был уверен, хотя работал со многими российскими выставками, - признается Миттельшутер, работодатель которого поддержал проведение выставок российского искусства в Дюссельдорфе и Лондоне,
"Понятно, что представители одних из самых крупных галерей мира имеют право требовать определенные гарантии на период проведения выставки. Однако сейчас экономические потрясения и какие-то политические проблемы в данном случае уходят на второй план, это историческое событие, что намного важнее. Мы рассчитываем на успех выставки в Лондоне, такой же как в Дюссельдорфе и даже больше, потому что столица Великобритании по масштабу превосходит немецкий город", -добавляет советник.
Выставка откроется для публики 26 января и пробудет в Лондоне до 18 апреля, после чего в установленные сроки вернется в Россию.
|