Сегодня в столице Израиля прошла церемония перезахоронения останков медсестры Ленины (Елены) Варшавской, погибшей при освобождении Таллина и похороненной ранее в братской могиле на Тынисмяги.
Гроб с останками Ленины Варшавской был доставлен в Израиль 1 июля. Похороны проходили на военном кладбище на Масличной горе, церемонией руководил главный раввин Федерации еврейских общин России Берл Лазар в присутствии представителей еврейского государства, духовенства, ветеранских организаций и зарубежных дипломатов. Россию представлял посол РФ в Израиле Петр Стегний.
Напомним, что останки гвардии капитана Алексея Брянцева и лейтенанта Василия Волкова были переданы их близким для перезахоронения в России.
Ленина Варшавская
В армейских документах ее имя звучало так: Елена Михайловна Варшавская. В свидетельстве о рождении родители записали: Ленина Моисеевна Варшавская. Она родилась вскоре после смерти В.И.Ленина – в 1925-м году – тогда имя "Ленина" никому не казалось странным.
Короткая справка: "Старшина медицинской службы, фельдшер дивизиона 40-го гвардейского минометного полка, уроженка Полтавской обл., Диканьского района, с. Михайловка, призвана Дзержинским РВК Москвы, погибла 23.09.44. Отец, Варшавский Михаил Михайлович, проживал в Москве, Театральный проезд, 1/7, кв. 9".
Ее родители были потомственными музыкантами. Происходили из польских евреев, по своим убеждениям были коммунистами. Старшему сыну они дали имя Ким (коммунистический интернационал молодежи), своих детей считали "почетными комсомольцами со дня рождения".
10-летней девочкой отличница Ленина Варшавская была приглашена на трибуну Мавзолея имени Ленина во время демонстрации, посвященной Октябрьской революции. Когда она оказалась на трибуне, Иосиф Сталин произнес, обращаясь к членам правительства, ставшую потом знаменитой фразу: "Здесь надо поаплодировать".
Одна из лучших учениц Гнесинки, Ленина во время войны имела право на эвакуацию вне очереди. И она, действительно, уехала вместе с родителями из Москвы. А на первой же станции исчезла, оставив записку: "Отец! Сейчас нужна другая музыка". Чтобы родители не разыскали ее и не вернули в семью, девушка сменила имя и отчество. Стала Еленой Михайловной. Под этим именем ее и знали в 40-м Гвардейском минометном полку.
"Я маленькая – меня пуля не найдет", – любила пошутить Лена.
Подвиг Ленине Варшавской довелось совершить через несколько дней после освобождения Орла. Батареи "катюш" ушли за пехотинцами и танкистами, преследовавшими отступавших немцев. В районе Дудинских высот остались только тылы полка. Санитарная часть расположилась чуть в стороне от штаба полка и других тыловых служб – поближе к источнику.
Однажды, когда Лена шла за водой, она услышала в кустах приглушенную немецкую речь. Родным языком девушки был идиш. Лена сразу поняла смысл разговора немцев: они планировали нападение на санчасть. Не раздумывая, Лена вынула из кобуры наган, который и удержать-то могла лишь двумя руками, и скомандовала: "Хенде хох!" Под дулом этого нагана она и привела в штаб двух немецких диверсантов.
В следующий раз Лена Варшавская отличилась почти через год – в последние дни боев на Карельском перешейке.
Советские войска наступали на Выборг. Финны превратили в мощный опорный пункт пригородную станцию Хейнеокки. Командир полка принял смелое решение: вывести одну из батарей "катюш" на прямую наводку и подавить залпом финскую оборону. Залп произвели удачно. Финская оборона была взломана. Перед нашими войсками открылась дорога на Выборг. Hо многие батарейцы о своем успехе так и не узнали. Еще не успела осесть пыль, поднятая залпом "катюш", а на позицию батареи стали пикировать бомбардировщики. Сначала восемь пикировщиков, затем – еще десять.
Лена прибыла на позицию батареи перед вторым налетом. Прямо под бомбами оказывала помощь раненым. Сумела погрузить всех раненых в санитарную полуторку, "по кусочкам" собрала в плащ-палатку все, что осталось от командира батареи гвардии лейтенанта Андрея Бабы, и лишь затем обратила внимание, что ее собственный сапог полон крови – осколок пропорол ногу в середине икры. Уцелевшие батарейцы сумели задержать санитарную машину и отправить в госпиталь саму Лену. Во время отпуска после госпиталя Ленина разыскала отца, тоже ушедшего добровольцем на фронт. Попросила у него прощения за побег и... благословения на брак. Ее избранником стал гвардии лейтенант Юрий Горбатый.
Только успели сыграть комсомольскую свадьбу – получили приказ о перебазировании полка с Карельского перешейка в Эстонию. Полк "огнем и маневром" поддерживал войска в Тартуской и Таллинской операциях. В 20-х числах сентября оборона немцев была взломана. Советские войска шли на Таллин и Пярну, не встречая сопротивления.
Сборная автоколонна наших войск вступала в пригороды эстонской столицы. Именно в этот момент в небе появился "мессершмитт" и открыл огонь по машинам из пушек и пулеметов. Дорога была узкой, а кюветы по ее краям – глубокими. Некоторые из водителей растерялись так, что их машины опрокинулись, съехав в придорожную канаву. В их числе была и та "катюша", на подножке которой ехала Лена Варшавская. Девушку придавило кабиной грузовика.
Первоначально каждая часть хоронила своих погибших самостоятельно. И на площади Тынисмяги 25 сентября 1944 года была похоронена лишь Ленина Варшавская. Только не там, где стоял обелиск, а на противоположной стороне площади – в ограде церкви Карлисте. Священники этой церкви оказались первыми, кто обратил внимание на происхождение покойницы, и даже пытались отказать в месте для захоронения. Но муж погибшей сумел настоять на своем.
Могила Ленины Варшавской оставалась у стен церкви Карлисте до тех пор, пока к очередному юбилею Победы всех погибших в день освобождения Таллина не перезахоронили под монументом Воину-Освободителю. В одной из таллинских школ в советские времена был музей Ленины Варшавской.
По архивам NEWSru.co.il, материалам РИА "Новости" и газеты "Правда", статья Георгия Сушана "Кого охраняет "Бронзовый солдат" в Таллине"
Ссылки по теме: http://www.newsru.co.il/israel/04jul2007/lenina411.html