Сольные танцы
Сольные танцы были разработаны мастерами танца в последней четверти восемнадцатого века и с тех пор продолжали развиваться как в физическом, так и в артистическом аспектах. Сегодня они выражают величайшую свободу экспрессии, превосходное настроение, подлинную комбинацию великолепия, легкости и силы движений, достигаемой годами упорной работы.
Ирландские сольные танцы в современном виде включают в себя джигу, хорнпайп, рил и сетовые танцы.
В качестве сольного танца джига может исполняться в различных формах:
Слип (The Slip Jig) или хоп (The Hop Jig) джига в настоящее время танцуется исключительно женщинами, однако приблизительно до 1950 года по данному танцу проводились соревнования и среди мужчин, и парные. Слип джига, танцуемая на 9/8, является наиболее изящным и грациозным танцем, исполняемым в мягкой обуви и выдвинутым на первый план в шоу 'Riverdance'.
Сингл джига (The Single Jig) в настоящее время исполняется как light dance (без ударов или звука) на 6/8 и в редких случаях на 12/8.
Дабл джига (The Double Jig) может танцеваться как light dance (в мягкой обуви), так и в жесткой обуви с отстукиванием ритма. Если она танцуется в жесткой обуви, то иногда она относится к The Treble Jig, или The Heavy Jig, или The Double Jig, которые танцуются на 6/8.
The Heavy Jig - единственная из них, которая танцуется исключительно в жесткой обуви, так что танцор может особенно оттенить танец звуком и ритмом.
Можно почти наверняка утверждать, что хорнпайп произошел из Англии елизаветинских времен, в которой он исполнялся в качестве сценического действа, как, например, знаменитый Sailors' Hornpipe.
В Ирландии он танцуется совершенно иначе и с середины восемнадцатого века исполняется под музыку 2/4 или 4/4. Танцуется он в жесткой обуви и на сегодняшний день является одним из самых популярных ирландских танцев во всем мире.
Существуют весьма весомые доводы в пользу шотландского происхождения наших рилов, большинство из которых может быть соотнесено с известными сочинителями. Рил прибыл из-за моря от наших добрых соседей и братьев кельтов около 1800 года. Он быстро завоевал позиции, и сегодня это наиболее популярный ирландский музыкальный размер и танец. Как только он прибыл в Ирландию, то был трансформирован в то, что мы наблюдаем сегодня и что является подлинно ирландским танцем и отличается от шотландского рила.
Большинство риловых шагов исполняются под double reel, в то время как single reel мелодии используются больше для простых шагов, используемых начинающими танцорами. Исполняются они под музыку 4/4 и танцуются в мягкой обуви.
The treble reel танцуется в жесткой обуви. В то время как он стал весьма популярен по всему миру среди зрителей, кто хоть раз видел 'Riverdance' и другие ирландские танцевальные шоу, он весьма редко (если вообще) исполняется на соревнованиях. Этот танец с его быстрыми ритмичными ударами и зрелищными движениями, привел в восторг миллионы зрителей во всем мире, когда был впервые исполнен в качестве номера 'Riverdance' во время конкурса Евровидения. Можно сказать, что за несколько минут это выступление перевернуло все в ирландских танцах вверх дном и обеспечило им общественного признания и уважения больше, чем за предыдущие семьдесят лет.
Стиль treble reel получил популярность благодаря усилиям The National Folk Theatre (Siamas Tire) под художественным руководством преподобного Pat Ahern и преподавательницы Patrica Hanafin из Tralee.
Сетовые сольные танцы
Сетовые сольные танцы исполняются в жесткой обуви под специальную сетовую музыку или отрывки танцевальных мелодий и многие из них датируются серединой девятнадцатого века. Сетовая музыка отличается от обычной джиги или хорнпайпа тем, что последние строго соответствуют структуре на 8 счетов (8-bar). Сетовые же мелодии обычно состоят из двух частей, которые разделяются танцорами на 'the step' (первая часть) и 'the set' (вторая часть), при этом как степ так и сет могут не соответствовать 8-bar структуре. В сетовом танце исполнитель танцует под строго определенную музыку, так что движения и ритм танца точно соответствуют сопровождающей мелодии.
Ниже приведены некоторые из сольных сетовых танцев:
На 2/4 - The Blackbird, Downfall of Paris, King of The Fairies, The Lodge Road, Rodneys Glory.
На 6/8 - The Blackthorn Stick, The Drunken Gauger, The Three Sea Captains, The Orange Rogue, Planxty Drury, Rub The Bag, St Patrick's Day.
На 4/4 - The Garden of Daises, The Hunt, Kilkenny Races, Madame Bonaparte, The Job of Journeywork, Youghal Harbour.
Кейли
Кейли танцы представляют собой групповые танцы, которые исполняются как на соревнованиях, так и на ceilis (разновидность общественных танцев, танцевальных вечеринок). Эти танцы, возникшие в девятнадцатом веке в различных видах и с различными шагами, были формализованы Гэльской Лигой (the Gaelic League) в начале века двадцатого. Они все структурированы на основе немногочисленных базовых шагов: side step, threes, promenade step, rising step и rise and grind. И если вы хорошо знаете и исполняете эти шаги, то вам осталось только сосредоточиться на body и фигурах, для того чтобы танцевать различные танцы.
Кейли представляют собой подборку танцев с различными построениями - круговые танцы (round dances), танцы в линию (long line dances) и танцы колонной (long column dances). Тридцать из них описаны в первой, второй и третьей частях сборника ирландской комиссии по танцам 'An Rince Foirne', и знание этих тридцати танцев является необходимым условием для получения статуса преподавателя ирландских танцев. Они танцуются одинаково во всем мировом "ирландском" танцевальном сообществе с незначительными местными вариациями. Танцы, исполняемые во время ceilis и соревнований, могут слегка отличаться, в качестве хорошего примера может быть приведен the square в the Fairy Reel. Наиболее же распространенные танцы на соревнованиях - 4-hand и 8-hand джиги и рилы.
В начале двадцатого века кейли были весьма популярны в большинстве областей Ирландии. Люди преодолевали значительные расстояния, чтобы принять участие в танцах, и в крупнейших городах танцевальные залы были забиты тысячами желающих танцевать. Пример Дублина может дать представление о ситуации в общенациональном масштабе. В Дублине ceilis проводились каждое воскресенье в Круглом зале Mansion House. Каждую неделю зал заполнялся до отказа и часто знак 'full house' (заполнено) вывешивался задолго до официального времени начала мероприятия.
Кроме воскресных вечеров в Mansion House, Гэльская Лига располагала клубами по всему Дублину, где ее члены могли учить танцы раз или дважды в неделю - эти клубы также организовывали собственные ceilis субботними вечерами. В конце 60-х и начале 70-х гг. их число снижалось и регулярные воскресные ceilis были перемещены из Mansion House в Clarence Hotel. Менее значительный по размерам танцевальный зал все же создавал великолепную атмосферу в отличие от Круглого зала Mansion House, который представлял собой прекрасный (но огромный) зал с очень высоким потолком. Качество звука в Clarence Hotel было просто великолепным по сравнению с необычной акустикой Mansion House. В конце 70-х гг. ceilis в Clarence Hotel также прекратили существование, перебравшись в the Na Fianna GAA club на Mobhi Road, Glasnevin, на севере Дублина.
Одной из причин снижения интереса к кейли танцам было совершенно естественная замена их современными танцами 50-60-х гг. с появлением Элвиса Пресли, The Beatles и других поп-идолов. Мир вошел в новую эру развлечений.
Кейли поддерживали ирландские танцы в целом как живую часть культуры и социальной активности в Ирландии и за ее пределами свыше сотни лет. Кроме тридцати танцев, обозначенных в книгах уже упомянутого сборника, существует великое множество других популярных кейли танцев включая танцы для одной, двух, трех, четырех, пяти, шести и восьми пар. Кейли могут танцевать дети, молодежь и взрослые, и для некоторых танцоров нет большего удовольствия, чем танцевать 8-hand jig или The High Caul Cap в компании хороших танцоров. В основном занятия кейли танцами проводятся в танцевальных школах, но также можно найти кейли клубы, которые основное внимание уделяют социальному аспекту танцев кейли как времени проведения досуга.
Социальные групповые танцы
Эти танцы, известные как сеты или полусеты, в их многообразии происходят от кадрилей, танцев, в которых пары стоят друг напротив друг друга, образуя квадрат. Кадрили были очень популярны в наполеоновском Париже. Победоносные армии Веллингтона познакомились с ними и затем ввели в обиход в Англии и Ирландии. Мастера танцев адаптировали эти танцы под уже существовавшие традиционные шаги и ускорили темп до привычных рилов и джиг. Различия существовали в количестве фигур, число которых колебалось от трех до шести, при этом первоначально их было пять. В оригинальных кадрилях наличие пяти фигур обуславливалось музыкой на 6/8 и 2/4.
Групповые сетовые танцы были практически искоренены за первые семьдесят лет двадцатого столетия, поскольку рассматривались Гэльской Лигой как инородные. В последние годы сетовые танцы, такие как Kerry и Clare сеты, вернулись на арену ирландского танца и стали довольно популярны в среде людей среднего возраста.
Поскольку эти танцы не являются типично ирландскими, то подобный стиль танца и подробные шаги могут быть обнаружены во многих европейских странах, особенно в России. Недавно, будучи в России, я был гостем Российской музыкальной академии и посетил ее архив народного танца - там один из профессоров показал мне видеозаписи, сделанные во время полевых экспедиций по городам и селам России. Специалисты утверждают, что эти танцы (кадрили) исполнялись в России более двухсот лет. Позже я имел возможность увидеть, как исполняются эти танцы вживую во время Российского национального фестиваля народного танца в Москве. Танцы, которые я увидел, были совершенно те же самые по шагам, характеру и стилю, что и танцы, которые мы называем сетами. Также я видел подобные совпадения в Швеции, Дании, Латвии, Эстонии, Литве, Голландии, Словакии, Германии и Франции. Многие элементы и музыкальные ритмы (размеры), используемые в сетовых танцах, есть и в танцах Центральной Европы, к примеру, польской и чешской мазурках, австрийском вальсе.
Надо сказать, что мне очень нравятся любые танцы, особенно те, которые позволяют получить танцующим максимальное удовольствие. В частности, по этой причине мне нравятся сеты, и я могу утверждать, что входил в одну из четырех небольших групп людей, которые принимали участие в их возрождении в Ирландии. Это было в 1966 г. в Clare Man's Club на Bridge Street в Дублине (поблизости от Christ Church Cathedral). Josie и Michael Murphy, брат и сестра из графства Клэр, что на западе Ирландии, проводили занятия, на которых обучали the Clare Set, the Caledonian Set, the Plain Set, the Kerry Set и другим сетам каждый четверг. И Josie и Michael достойны высочайшей похвалы за возрождение групповых сетовых танцев - они поддерживали пламя горящим, и я верю, что без них сетовые танцы никогда бы не возродились. Они танцевали сеты и учили сетам, потому что они по-настоящему любили их и никогда не искали выгоды в обучении и не использовали людей, которые обучались у них. Они танцевали в стиле графства Клэр, который, по моему мнению, наиболее привлекательный, благородный и совместимый со всеми стилями исполнения сетовых танцев. Этот стиль превращает танцоров в исполнителей с надлежащей осанкой и прекрасными движениями, какие довольно редко встречаются в большинстве остальных стилей.
Занятия на Bridge Street были малы - около двадцати человек на каждом занятии. Довольно странно, но около 90% аудитории (посетителей) составляли музыканты, такие как Sean и James Keane, Michael Tubrity и Mick O'Connor, а также члены Castle Ceili Band. Причина, по которой эти занятия посещало так мало танцоров, заключалась в том, что сеты относили к иностранным (инородным) танцам и они находились под неофициальным запретом - для любого танцора, замеченного в посещении сетовых занятий, это означало исключение из группы ирландского танца или воспрепятствование его участию в проводимых Гэльской Лигой ceilis и прочих мероприятиях.
Некоторое развитие сетовые танцы получили в начале 70-х гг., в основном благодаря формированию команд для участия в соревнованиях. На этом этапе мой хороший друг, старина Connie Ryan, всерьез заинтересовался сетами. До того момента я видел его танцующим исключительно кейли танцы и никогда до этого не видел его в Clare Man's Club.
Однако лишь в 80-х гг. сетовые танцы стали известны широкой публике. Мастер-класс, проведенный в 1982 г. Joe O'Donovan в рамках the Willie Clancy Summer School в Milltown Malbay в графстве Клэр для большинства танцоров был первым знакомством с сетами. После этого многие социальные группы проявили интерес к сетовым танцам, поскольку последние довольно просты для обучения - тот факт, что они в массе своей основаны на повторяющихся движениях, означал, что они могут быть доступны для любого начинающего (новичка). Когда стало ясно, что существует значительный интерес и потенциал для развития в средней возрастной группе (те, кому за 40), некоторые индивидуальные предприниматели получили разрешение на проведение ночных сетовых вечеринок. Это была область танцев, которая давала широкие возможности для ее эксплуатации. Не существовало описаний сетов, не было правил, стандартов, квалифицированных преподавателей - поле деятельности было открыто для всех. Преподаватели могли говорить то, что им хотелось, и ученики воспринимали это как аксиому, поскольку лишь немногие имели какие-то познания в танцах, а большинство вовсе были новичками в области ирландского танца.
Итак, началась новая эпоха в ирландских танцах, и надо отдать должное Connie Ryan, который смог разглядеть значительный потенциал для развития групповых сетовых танцев в русле делового подхода - с его великолепными организаторскими способностями он сумел создать в Ирландии полностью новую танцевальную субкультуру. Он сорганизовал танцоров и провел мастер-классы по сетовым танцам по уикендам по всей стране. Чем больше проходило уикендов, тем больше новых танцев требовалось. В начале этого возрождения существовало около полудюжины апробированных и проверенных стандартных сетов, включая the Ketry Set, the Clare Set, the Plain Set, the Cashel Set и the Caledonian. Сегодня, я уверен, их существуют сотни.
Сегодня групповые сетовые танцы часто танцуются с очень высокой скоростью и на дикий манер, не имеющий никакого сходства с оригинальными сетами, которые характеризуются строгой дисциплиной и хорошими манерами, определяемыми их характером (сетов). До этого "возрождения" сеты никогда не танцевались в Дублине. Если вернуться в прошлое (по меньшей мере до 1860 г.), мой отец, дед и прадед были музыкантами и танцорами, присутствовавшими на танцах по всему Дублину и одноименному графству, однако никогда я не слышал какого-либо упоминания о сетах. Когда я спрашивал моих бабку, отца или дядю (сейчас ему 95 лет, и он посещал танцы с детства) о том, что они танцевали, то они всегда говорили, что исполняли только кейли танцы и сетов в их время не было.
Постановочные фигурные танцы
"Постановочные" фигурные танцы исполняются группой танцоров на соревнованиях или представительских мероприятиях. В этой категории танцев хореографам предоставляется свобода в создании новых танцев, однако в рамках выбранного стиля. Образцы из the Book of Kells и других известных манускриптов, или изображения с Celtic High Crosses, St. Bridget's Cross, броши из Таrа и других древних сокровищ Ирландии являются излюбленными темами.
Эволюция хореографических фигурных танцев на соревнованиях в течение последних тридцати лет привела к появлению ряда весьма творческих и зрелищных постановок танцевальных трупп, которые значительно увеличили зрелищность ирландских танцев и добились популярности у танцоров, преподавателей и публики.
Видео: Магия танца - финал
|