Св.Патрик и друиды
Во дворце короля Логайре Св.Патрику пришлось противостоять могущественным волшебникам и друидам. Когда они вызвали тьму наподобие Тьмы Египетской, окутавшую Тару и окресности, Патрик рассеял ее своей молитвой. Тогда один из друидов - Лохру(Lochru) - , демонстрируя свою силу, с помощью заклинаний поднялся в воздух. Святой снова прочитал молитву, и Лохру, упав на скалы, разбился. Друид Лукат Мэйл (Lucat Mael) поднес Патрику отравленное питье, но как только рука святого прикоснулась к кубку, жидкость замерзла. Верховный король, чтобы окончательно определиться, за кем настоящая сила, посадил Луката и одного из учеников Св.Патрика в сарай, а сам сарай поджег. Ученик был в плаще Луката, а друид - в плаще Св.Патрика. Ученик вышел из огня невредимым, Лукат Мэйл погиб, только плащ, который был на нем, и уцелел...
Св.Патрик и идолище поганое
В Маг Слехт (Magh Slecht, Co.Cavan) находился "величайший из идолов Ирландии, что назывался Кром Круах, а вокруг него были двенадцать каменных идолов. Сам же он был из золота, и почитали его как божество все народы, что захватили Ирландию до прихода Патрика. По обычаю, подносили ему первые плоды и перворожденных любого семейства..." По легенде Св.Патрик явился на праздник поклонения Кром Круаху и на глазах у нескольких тысяч собравшихся язычников сотворил чудо: он прикоснулся к идолу своим епископским посохом, и идол рассыпался в прах, двенадцать меньших изваяний попадали на землю. (В другой интерпритации Кром Круах повернулся и отворотил свой лик от Тары, а остальные идолы погрузились в землю по самую шею)
Возничий Св.Патрика
Один из королей Лейстера, услышав о том, что идол Кром Круах повержен, поклялся смыть нанесенную обиду кровью Апостола Ирландии. О замыслах короля стало известно возничему Патрика по имени Одран (Odhran), и когда святой всходил на колесницу, предложил ему на день поменяться одеждой и местами. По дороге копье, кинутое из засады, пронзило сердце верного слуги, который таким образом спас Патрику жизнь, а себе добыл венец мученика.
Крещение Энгуса
Однажды совершая обряд крещения Энгуса (Aengus), сына короля Мюнстера, Св.Патрик случайно поставил свой посох на ногу принцу и проткнул острием ступню. В течение всей церемонии Патрик опирался на посох, и в течение всего этого времени Энгус, не дрогнув, терпел боль. Когда в конце концов Патрик заметил текущую кровь, он очень удивился, почему принц не сказал ему об этом сразу. Энгус объяснил, что он расценил это как часть обряда, цену, которую он должен был заплатить за приобретение вечной жизни... Пораженный его героизмом, Св.Патрик взял щит Энгуса и окровавленным острием своего посоха начертал на нем крест, пообещав, что этот щит станет свидетелем множества мирских и духовных подвигов.
Св.Патрик и чистилище
В XII столетии ходила легенда о том, что св. Патрик нашел вход в чистилище. Для того, чтобы убедить сомневающихся он вырыл очень глубокую яму в Ирландии, куда было спущено несколько монахов. По возвращении, как гласит легенда, они описали ад и чистилище в ярких красках. В 1153 году ирландский рыцарь Оуэн заявил, что он тоже через эту яму спускался в подземный мир. Приходило много туристов, издалека и не очень, чтобы побывать в той самой яме. Затем вокруг этой ямы стали развиваться всякие финансовые спекуляции и в 1497 году папа Александр VI положил конец этому мошенничеству. Однако, спустя три года папа Бенедикт ХIV проповедовал и опубликовал в Риме проповедь в защиту чистилища св. Патрика.
Камыш
Как-то Св.Патрик пришел к умирающей женщине, которая сказала, что ей надо съесть камыш, чтобы выздороветь. Патрик благословил камыш, и он превратился в лук, съев который женщина действительно выздоровела.
Красное озеро
Об озере Lough Derg в графстве Донегол рассказывают следующее:Св.Патрик победил ужасное чудовище, обитавшее в озере, и с тех пор воды его навсегда приобрели красный цвет, окрашенные кровью монстра.
Щит Св.Патрика
(текст молитвы)Однажды путь Св.Патрика и группы его учеников и последователей пролегал через лес, в котором король-язычник устроил засаду, желая поквитаться с Апостолом Ирландии за поруганную веру предков и положить конец его миссии. Когда святой проходил мимо засады, он читал молитву, которая теперь известна как Щит Св.Патрика или Мольба Оленя: вместо путников воины в засаде увидели лишь проходившее мимо оленье стадо... По благочестивому убеждению тот, кто с верой повторяет эту молитву святого, будет ограждаем от всякого зла.
Пророчество
Говорят, что в Ирландии воцарится мир, когда встретяться пальма и трилистник, т.е. когда совпадет день Св.Патрика (символ - трилистник) и вербное воскресенье (символ - пальмовая ветвь).
В V веке Св.Патрик привел ирландцев к христианству... Ирландия, бывшая до этого страной, "невежественной во всем кроме магии", стала "Островом Святых", землей монахов и родиной миссионеров, несших христианство в другие страны.
Спустя полтора тысячелетия он вместе с трилистником и арфой превратился в символ ирландской нации. Тогда он был огненным Апостолом Христа, Божьим избранником. Теперь его имя приобрело всеобщую славу, но личность лишилась всякого религиозного значения, и "почитание его памяти становится похожим на суеверие, на род какого-то совершенно пустого ритуала."
Жизнь Св.Патрика за века обросла легендами, празднование его дня - традициями. Сейчас вряд ли найдется человек, который не знает, что означает для Ирландии 17 марта. И именно романтические легенды, создавать и пересказывать которые ирландцы большие мастера, и древние традиции, в поддержании которых ирландцы могут перещеголять даже англичан, создали Св. Патрику, а вместе с ним и Ирландии, такую популярность в мире.
А теперь несколько фактов, которые кого-то потрясут, а кого-то позабавят....
Св.Патрик не был ирландцем.
Он был уроженцем Римской Британии, т.е. британцем. Вот что он сам о себе пишет в своей автобиографической "Исповеди": "Моим отцом был Калпорний (Calpornius), дьякон, сын Потита (Potitus), священника, из деревни Bannavem Taburniae, там у него была усадьба, и там я был пленен". Где точно находилось это место сейчас сказать сложно, считается, что это западное побережье острова Британия, может быть современный Уэльс. По другой версии это рядом с современным Килпатриком в Шотландии. Он родился приблизительно в 373 году н.э. (варианты - 387, 389). Его отец был из благородной римской семьи, мать - близкая родственница Св.Мартина Турского (St.Martin of Tour), покровителя Галлии. В возрасте 16 лет он был похищен во время одного из набегов ирландцев и продан в рабство человеку по имени Милху (Milchu), вождю одного из кланов Далриада (Dalriada), территория современного графства Антрим. В течение 6 лет будущий святой пас стада Милху на зеленых склонах Слемиша рядом с современным городом Баллимена (Slemish, Ballymena). По его собственному признанию в юности он не знал истинного Бога (именно этому обстоятельству он приписывал свое похищение), и только произошедшее с ним несчастье и многочисленные лишения, выпавшие на его долю, помогли ему обрести глубокую веру и полюбить Бога. Он много и истово молился каждый день. "Я читал до сотни молитв в день и почти столько же ночью...Я становился на молитву до рассвета и в снег, и в мороз, и в дождь"
И однажды во сне он услышал голос: "Ты скоро отправишься на родину". И через несколько дней опять: "Твой корабль уже готов". Ему было указано, куда идти и где искать тот корабль, который доставит его домой. Направляемый Богом он прошагал 200 миль и увидел, что корабль уже отплывает. Капитан категорически отказался взять его на борт. Разочарованному Патрику не оставалось ничего, как развернуться и пойти восвояси. Хотя, нет ! Ему еще оставалось молиться, что он и делал, уходя. И не успел он дочитать молитву до конца, как услышал за спиной голос кого-то из команды: "Поднимайся, только побыстрее!" Через три дня они достигли берега, но оказались в пустынной местности, где им в течение многих дней не встречались ни люди, ни пища. Его спутники-язычники, страдая от голода, предложили ему помолиться, если его Бог так силен, как он утверждает, и Патрик им пообещал, что, если они искренне и всем сердцем обратяться к Богу, то Господь их не оставит и насытит. И они увидели стадо диких свиней, а позже нашли мед. И следующие десять дней, пока они не встретили людей, у них не было недостатка ни в еде, ни в питье. После возвращения домой Патрику был сон: ему явился человек по имени Викторик (Victoricus), пришедший из Ирландии с бесчисленными посланиями, и одно из них он подал Патрику и тот успел прочитать первые слова "Голос ирландцев...", а читая, он услышал голоса, которые умоляли его вернуться и снова пройти среди них....
Св.Патрик не был Патриком.
При рождении он получил имя Мэйвин Суккат (Maewyn Succat, Magonus Sucatus). Имя Патриций (Patricius), означающее примерно "отец своим людям", он принял вместе с саном гараздо позже, уже в Галлии. Там он жил в монастыре Св.Мартина Турского, его наставником был Св. Герман Оксеррский (St.Germanus of Auxerre). Кстати, Св.Патрика весьма почитают на берегах Луары в районе Тура, где началось его служение. Рассказывают, что однажды он рыбачил в этих местах , и его улов был настолько велик, что ему пришлось спасаться бегством от рассерженных местных рыбаков. Он заночевал на противоположном берегу под кустом терна. А на следующее утро весь куст покрылся цветами... Не столько необычны цветы на терне, склько время , когда они появились: это было Рождество ! С тех пор чудо повторялось из года в год. Свидетелей этому феномену было множество, в том числе официальные лица, ведь куст просуществовал до Первой Мировой ! А Св.Патрик кроме всего прочего стал покровителем луарских рыбаков.
Св.Патрик не был ПЕРВЫМ, кто принес христианство Ирландии, как он не был ПЕРВЫМ епископом Ирландии.
Когда и каким образом в Ирландии появились первые христиане не известно. Но точно известно (об этом сообщает Проспер Аквитанский, современник описываемых событий), что в 421 году Папа Целестин I (Celestine) отправил епископом в Ирландию Св.Палладия (St.Palladius), задачей которого было не только обращение язычников, но и духовное руководство уже обращенными. То есть к этому моменту в Ирландии было уже столько христиан, что им требовался собственный епископ. Миссия Св. Палладия особого успеха не имела. Через десять лет он был направлен в Шотландию, где вскорости и умер (в 431 или в 432 году н.э.). Примерно в это же время в Галлии Св.Патрик был рукоположен в епископы. Он прибыл в Ирландию на смену Св.Палладию где-то между 431 и 435 гг.
Первоначально Патрик и его спутники высадились в устье Vantry River (Co. Wicklow), и были сразу встречены враждебно настроенными друидами. Такая первая встреча его не очень обескуражила, он просто решил найти более гостеприимный берег для начала своей миссии, и отправился в Далриада, где в свое время он познал жестокость, и куда с христианским смирением он хотел принести любовь. Следующую свою остановку он сделал в устье Бойна (River Boyne). Вышедшие ему на встречу местные жители с удивлением и радостью услышали весть об Искуплении на своем родном языке. Здесь же он совершил свое первое чудо на ирландской земле: некто Диху (Dichu) выхватил свой меч и хотел сразить святого, но его рука застыла на полпути, потеряв способность двигаться. Так он и стоял не в силах пошевелить ею, пока не стал более дружелюбным. Пораженный Дилху подарил Патрику большой амбар, где стали проходить службы. Это было первое святилище, созданное Патриком в Ирландии. Позже здесь выстроили церковь и монастырь, а место так с тех пор и называется Саул (Sabhall - "амбар" или "сарай" по-гаэльски). А крепость своего бывшего хозяина Патрик застал охваченной огнем. Слава опередила Патрика, Милху в порыве безумия собрал все свое добро в дом, поджег его и сам кинулся в пламя: гордость не позволила ему оказаться побежденным собственным рабом.
Вернувшись в Саул, Патрик узнал от Дилху, что в Таре Логайре, верховный король Ирландии (Leoghaire, Ard-Righ), собирает всех королей на праздник. Такую возможность нельзя было упускать ! И Патрик отправился на праздник Тары, чтобы выступить перед всеми правителями сразу. В тот год праздник Тары совпал с Пасхой (26 марта 433 г.н.э). По традиции накануне Праздника по всей стране гасили огни и зажечь снова их можно было только после того, как вспыхнет главное пламя во дворце короля. Патрик поднялся на холм Slane (как раз напротив Тары) и зажег свой Пасхальный огонь. Увидев огонь на вершине холма друиды обратились к верховному королю со словами:"этот огонь, зажженный в нарушение королевского указа, не погаснет на нашей земле никогда, если его не погасить прямо сейчас !" Но чудесный огонь погасить не удалось и сам Патрик, защищенный Проведением избежал расправы, а на следующий день - на Пасху - он сам явился в Тару в полном епископском облачении во главе процесси, поющей праздничные гимны и сразился с друидами и могущественными волшебниками, противопоставив их чарам свои молитвы. Этот день начал новую эпоху в истории Ирландии. Время язычества и друидов закончилось...
И хоть Патрик не был ни первым христианином, ни первым епископом, его называют Апостолом Ирландии, ведь именно он стал первым настоящим организатором Ирландской Церкви. Он нес благую весть, обращал рабов и королей, устраивал новые епархии, строил церкви и монастыри, которые становились центрами образования, обучал и рукополагал священников из местного населения... Вот тут ему и пригодились знание языка и знакомство с обычаями. Годы, проведенные в рабстве, прошли не даром. А кроме того, свою роль сыграло и его красноречие, мастерство оратора, умение просто и доходчиво объяснять невежественным язычникам сложнейшие церковные догматы: например, сущность Святой Троицы раскрыть с помощью листика клевера, сорванного тут же (три листочка - Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, а черенок - единый Бог, ипостасями которого они являются)... Но...
Св.Патрик не был ПЕРВЫМ, кто избрал трилистник символом триединства.
В любой сакральной традиции числа играют важную роль. Число 3 считается самым магическим и священным во многих культурах, в том числе и кельтской. В кельтской традиции тройка символизировала полноту, завершенность, совершенство: прошлое, настоящее, будущее; небо, земля, подземный (потусторонний) мир... Умноженная сама на себя тройка давала в результате девять - знак высшего достоинства. Концепция троицы, тройственных божеств также универсальна и встречается практически во всех индо-европейских мифологических системах. Особенно много триад встречается в кельсткой мифологии. Так, в ирландской традиции Бриг (Бригита) из Племен богини Дану, дочь Дагда, имела три ипостаси: в виде юной девы она почиталась как покровительница поэтов и ученых, дарящая вдохновение, в виде зрелой женщины - как целительница, вспомогательница при родах, а в виде древней старухи - как покровительница кузнецов и ювелиров (и изображалась в виде трех птиц, сидящих на спине быка). Сами Племена часто называли "людьми трех богов", имея в виду еще одну триаду - трех богов ремесла. Имена этих богов были Бриан, Иухар и Иухарба или Гойбниу, Лухтар и Кредне. Известно три богини-эпонима Ирландии: Банба, Фотла и Эриу. Морриган (Mo'r Ri'gan, Mo'rri'gan, Великая Королева) - другое ирландское тройственное божество, богиня войны и разрушения, объединявшая в себе Ниман (Neman, "Безумие", "Ярость"), Маху (Macha, "Ворона") и Бадб (Badb,"Ворона"). Иногда они назывались "три Морриган". Эта триединая богиня могла принимать образ прекрасной женщины с огненно-рыжими волосами, ниспадавшими девятью прядями, в красных с золотом одеждах, а также - черной кошки, вороны, волчицы, уродливой старухи. Ее супругом был Трефуйлнгид Треохайр (Trefuilngid Tre-eochair, "тройственный носитель тройного ключа", "причина восхода и захода солнца" ) И самое главное: символом Морриган и ее супруга был ТРИЛИСТНИК.
При той смысловой мистической нагрузке, которую несло число три, друиды просто не могли не использовать трилистник в своих ритуалах. Можно сказать он был ниспослан им свыше, и так и просился стать символом троичности окружающего мира. Кроме того, что он использовался друидами как зримый образ божественных триад, трилистник стал синонимом изобилия, жизненных сил природы, способности к возрождению: его пепел рассеивали над полями на праздниках весны для обеспечения плодородия и защиты от злых сил.
Так что Св. Патрик, который провел в Ирландии шесть лет, не мог не знать о символизме трилистника. Фактически он побил друидов их же оружием... С другой стороны нет никаких исторических или документально обоснованных свидетельств того, что Св.Патрик когда-либо использовал трилистник в своих проповедях. (В своей "Исповеди" он тоже об этом не упоминает). Впервые эта история была зафиксирована в книге о дикорастущих цветах Ирландии, написанной в 1726 году англичанином (протестантским священником !) Кэйлебом Трелкелдом (dr.Caleb Threlkeld) и гласила следующее: Это растение (белый клевер) люди носят на своих шляпах каждый год в 17 день марта (который называется днем Св.Патрика). Широко распространено предание, что с помощью этой травинки с тремя листиками он образно объяснил им таинство Святой Троицы.
Легенда об объяснении сущности Троицы с помощью трилистника - наиболее известная из историй о Св.Патрике. Легенда же, прочно удерживающая второе место по популярности гласит, -
Св.Патрик изгнал из Ирландии всех змей.
В качестве доказательства приводят тот факт, что змей на острове и по сей день не существует (за исключением цирков, зоопарков и частных коллекций). Скорее всего змей и других рептилий с амфибиями не существовало изначально по причинам геологического характера: Ирландия была соединена с материком в ледниковый период. По мере потепления климата и таяния льдов, уровень воды в морях и океанах повышался, и к том моменту, когда погодные условия в Ирландии уже позволяли холоднокровным тварям чувствовать себя вольготно, эти самые твари пробраться на остров просто не могли... И следовательно, Св.Патрику изгонять было некого. Но как бы там ни было, а легенда существует, и гласит она следующее:
Силой, данной ему свыше, Св.Патрик приказал всем змеям собраться со всей Ирландии на горе, которая теперь носит имя Croagh Patrick, а затем мановением своего посоха низверг их в море. Не явился только один самый старый и хитрый змей. К нему пришлось применять "военную" хитрость. Св.Патрик предложил змею забраться в ящик, который был для него (змея) якобы слишком мал... Слово за слово, и в конце концов разозленный гад для доказательства своей правоты залез в этот ящик. Ящик пришелся впору, крышка захлопнулась, и последний змей отправился в море вслед за своими товарищами.
Другая история рассказывает, что древний змей, обитающий в водах озера Дилвин (Dilveen), доставил Патрику столько хлопот, что утомленный святой пообещал ему "вернуться в понедельник". Но за другими заботами обещание забылось, Патрик так и не вернулся , а змей до сих пор каждый понедельник всплывает на поверхность, разочарованно оглядывает окресности и на своем змеином языке говорит что-то вроде "Понедельник-то затянулс-с-с-ся, Патрик..." Всю эту историю со змеями можно воспринимать не буквально, а как иносказательное и образное повествование о победе христианства над язычеством: в этом случае змеи символизируют друидов, изгнанных из Ирландии навсегда. Возможность именно такой интерпретации этой одной из самых распространенных из легенд о Св.Патрике дает другая, менее известная, история о сорокадневном посте. И произошла она на той же самой горе Croagh Patrick. Св.Патрик провел там в молитвах за Ирландию и ее народ 40 дней Великого Поста 441 г.н.э., а демоны искушали его и нападали, приняв образ огромных черных хищных птиц. Их было столько, что небо потемнело над этим местом, но Патрик не позволил страху и отчаянию овладеть его сердцем, а продолжал с еще большим воодушевлением молиться и звонить в колокол, отгоняя демонов... И явился к нему Ангел и пообещал ему в качестве награды за проявленную твердость в вере, что и обращенный им ирландский народ сохранит такую же стойкость и твердость в вере до самого Судного дня. А еще было обещано, что саксы завоевав Британию, не завоюют Ирландию, что за семь лет до Конца света Ирландия уйдет на дно океана и избежит ужасов Последнего дня и что именно Св.Патрик будет судить Ирландцев в день Страшного Суда ...
17 марта - день смерти Св.Патрика.
На самом деле точно неизвестен даже год его смерти. Чаще всего указывают 461 или 493 гг. Последнее таинство (причащение и соборование перед смертью) над ним совершил Св.Тассах (St.Tassach). Саван для него собственноручно соткала Св.Бригита. Его последним пристанищем стал Даунпатрик (Downpatrick, Co.Down) В старину день Св.Патрика был частью Пасхальных празднеств. Впервые 17 марта как день смерти святого упоминается в жизнеописании, автором которого был валлиец Эдвард Джонс (Edward Jones). Говорят, очень долго споры шли вокруг двух дат: 8 марта и 9 марта. В конце концов был найден компромисс - две спорные даты сложили и получилось 17 марта - день известный сегодня всем. Хотя очень странно, что день смерти Патрика не врезался в память людей навсегда: говорят, солнце не заходило 12 дней и ночей после смерти святого.
Св.Патрик почитается Православной церковью,
поскольку он был канонизирован еще до разделение Церкви в 1054 году. В ряде православных Церквей его память чтится 30 марта по новому стилю (17 марта по старому стилю).
(Источник: http://www.irish.ru)
|